На галоўную старонку  

Просмотреть тему | Ответить | В начало | Предыдущее | Следующее

История возникновения Берёзовского кляштора картузов

Отправлено: Виктор Тристан
Дата: 13 июня, 2002

Сапега - палатин Подляшья
(История возникновения Берёзовского кляштора картузов - новый взгляд)

Немногочисленные издания о католическом монастыре (кляшторе) в г. Берёза, в основном польского происхождения, сообщают в общих чертах его историю, совершенно оставляя в стороне историю его создания. Отечественные публикации, к сожалению, вообще вносят в этот вопрос полную путаницу дат, имён и названий. Поэтому обратимся к фактам и попытаемся обозначить проблему, неизбежно возникающую при изучении одного из замыслов нашего великого земляка - Льва Сапеги (1557-1633 гг.). Побудительная идея возникновения кляштора, на наш взгляд, явилась и причиной гибели "Carthusiae Sanctae Crusis prope Berezam in Lithuania" - картузии Св. Креста в Берёзе на Литве. Что, однако, не доказывает ошибочность самой идеи.

В 1590 г. вдовствующая Анна из рода Ягайло дарит Льву Сапеге село Блудень (ныне д. Первомайская Берёзовского р-на) за верную службу писаря ВКЛ у её мужа - короля Речи Посполитой Стефана Батория. В 1600-02 гг. Сапега покупает у местных шляхтичей Гамшеев село Березу, известное с 1477 г. Как сообщает "Виленский календарь" за 1892 г. "В 1602 г. в 1 версте от Березы литовский канцлер Лев Сапега основывает монастырь ордена Св. Бруно и закладывает костёл". Монастырь располагается на месте целебных источников, образующих ручей Кречет, где, по местной легенде, произошло прозрение слепого странника. История кляштора хранит тайны многих чудесных исцелений. И мы, вместе с этим монастырём, утратили, возможно, здравницу европейского значения, т.к. целебные источники исчезли.

Но вернёмся к началу 17 века. В 1633 году, не достроив кляштор, канцлер Лев Сапега умирает. Через 2 года умирает его третий сын Ян-Станислав. Береза переходит по наследству младшему сыну Льва - подканцлеру ВКЛ Казимиру Леону Сапеге (1609-1656 гг.), который в 1648 г. жертвует деньги на достройку кляштора1 и приглашает сюда, исполняя волю отца, монахов-картузов из верхне-немецких провинций - Provincia Allemaniae Superioris. На территории кляштора строят аптеку и госпиталь - первые медицинские учреждения в этих местах. Основное строительство продолжалось до 1666 года, когда сюда перенесли останки "фундатора" Казимира Леона Сапеги. С тех пор кляштор становится семейным склепом Сапег ружанских. До этого их хоронили, в основном, в Вильно. 06.06.1666, в день торжественного освящения кляштора, в костельный склеп переносят останки Павла Яна Сапеги (1610-1665 гг.) - "освободителя Литвы". Всего здесь будет погребено более 50 человек. Первым настоятелем монастыря (priores et rectores domus Berezanae) становится аббат Ян Хаген (Joannes Hagen)2 из картузии в Данциге (ныне г. Гданьск, Польша).

Обратим внимание на две распространённые в печати неточности. Первая: имя сына Льва - Леон, в романской языковой группе существенно не разнится от имени Лев (лат. Leo, греч. Leontos, белорус. Леў). Слово, ставшее именем Леон (Leon), семитского происхождения, и на русский его можно перевести как "львёнок" - лат. Leonis, греч. Leonidas, белорус. Лявон. У славян же, из-за смысловой потери при переводе, - это различно понимаемые имена. От сходства в написании этих имён, отечественные исследователи часто пишут имя сына Льва как Казимир Лев Сапега, что вносит определённую путаницу и мешает установить точную дату основания кляштора. Льву Сапеге не требовалось согласие Варшавы, а сыну пришлось брать "разрешение еп. Гембинского" от 20.V.1648.

Вторая неточность: монахов картузов упорно именуют картезианцами. Но картезианцы - светские последователи философа-дуалиста Рене Декарта (ум. 1650 г.) от лат. de Cartese. На самом деле, картузы (известны с 1085 г.) - норманнская ветвь католического ордена Св. Бенедикта. Это - медитирующие монахи-отшельники, врачующие больных. Основатель картузий, ордена монахов-мистиков, - Св. Бруно (Brunon) из Кёльна. Официально Бруно - профессор Реймского университета - канонизирован не был. Но римский Папа Леон Х в 1514 г. разрешил его культ в в созданном в конце XI века "Cartusian order", а с 1623 г. его культ распространился на весь Костёл. Родился Бруно в 1030 (1032?) году в Германии. Учился в Реймсе, Франция, где знакомится с бенедиктинцами - последователями Клюнийской реформы католической церкви. Их патрон - Св. Бенедикт Нурсийский (490-543 гг.) - устранил начетничество, смягчил строгость требований для монахов на Востоке и, главное, уделил гораздо больше внимания духовному подвижничеству монахов. Победу этим правилам обеспечил Папа Григорий Великий (590-604 гг.). С тех пор западное монашество становится культуртрегером в широком смысле этого слова. Монахи Св. Бенедикта переписывали книги, украшали свои монастыри садами, парками и прудами, принесли христианство в Северную Европу и (sic!) преподавали древнее греческое богословие, понимаемое именно как проповедь (морально-этическое учение Христа), а не силлогизмы казуистов от Церкви, приведших к её расколу в 1054 г. Однако, с 17 в. западные монастыри теряют свою самостоятельность, попадая под власть епископов и, что ещё хуже, - под власть королей и князей. Начался упадок монашества. Существенную помощь им, как и всему Костёлу, принесла Клюнийская конгрегация - независимость духовенства от светских феодалов. Духовным центром этого течения стало аббатство в Клюни, Франция, основанное бенедиктинцами в 910 г. В лице Льва IX (1048-1054 гг.) папство решительно стало на путь нравственного очищения и политической значимости. Кстати, Лев IX, в миру - Бруно, епископ из Туля, Лотарингия, современник Бруно Кельнского, к которому и вернёмся. В 1084 г. Бог призвал Бруно в монахи. Оставив университет, он уходит в Альпийские горы (Гренобль), где, занимаясь медитацией, проводит 6 лет. С помощью епископа Гюи I (Guigo, Hugon), Бруно основывает первый свой монастырь - картузию "La Grand Chartreuse" ("Великое единение"), на латыни - Cartusiae. В 1090 г. по просьбе Папы Урбана II, своего бывшего ученика из Реймса, Бруно прибыл в Рим. В 1092 г. он основывает в Калабрии вторую картузию - Santa Maria della Torre, где и умирает в 1101 г.3 Порой Бруно из Кёльна отождествляют со Св. Бруно из Кверфурта (Brun von Querfurt). Этот Бруно (из Кверфурта), в монашестве - Бонифаций, активный миссионер Тевтонского ордена, погиб в 1009 г. в лесах Литвы, где крестил язычников (литву - лютичей, пруссов и ятвягов), возвращаясь из Киева. На это стоит обратить внимание. Его современник немецкий хронист Титмар из Магдебурга описывает путешествие Бруно-Бонифация по воле римского Папы Иоанна XVIII в Киев в 1008 г. к великому князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.), крестившему в 988 г. Киевскую Русь по византийскому обряду, но, видимо, признававшего Папу наравне с восточными патриархами. Недружелюбное отношение русских князей к Византии, даже после их крещения, признано в том числе и русскими историками Церкви (М.Э. Поснов, прот. Г. Флоровский). Князь Владимир не только радушно принимает римо-католического монаха, но и доверяет ему выполнение дипломатических функций - поручает одного из своих сыновей (видимо, Бориса) и отправляет их к печенегам для заключения мирного договора. Бонифаций выполнил задание и, находясь 5 месяцев у печенегов, крестит их - с разрешения Св. Владимира Киевского и явно не по византийскому обряду. Не отсюда ли зрел конфликт Степи с Киевом? Крещение самих русинов (Ruthenia) в тогда ещё единую церковь Христа, видимо, вполне согласовалось с римскими канонами. Во всяком случае, воинствующего православия Св. Владимир не проявлял. Титмар называет Бруно Кверфуртского "апостолом и мучеником Пруссии"4 Георг Швенгель, с 1735 по 1766 гг. приор картузии в Данциге (Paradis), посещавший с проверкой domus Berezanae в 1743 г., называет Бруно-Бонифация "патроном (крестителем) Пруссии"4 и полагает основание картузий - литовской (русинской) в Берёзе и кашубских - в Данциге и Гидле, как продолжение миссионерской деятельности обоих святых - Бруно Кельнского (Carthusian order) и Бруно Квертфурского (ordinis Teutonici Sacerdotis), повторяя тезис Петра из Дусбурга, 17 век, о "прусской христианской дипломатии" - крещении поморских славян - ругов и кашубов (Pommersch- Rugianisch und Caminshe).5

Кажется уместной аналогия - Сапеги издавна именовались на Литве "рыцарями идеи" - Sapieha palatino Podlachiae2. Была ли это попытка возврата к древней русинской религиозной идее? К её вдохновителям, великим славянским миссионерам, святым братьям Кириллу (ум. 869 г.) и Мефодию (ум. 885 г.), всецело принадлежащим греческому монашеству (монастырь на Олимпе Вифинском), искавшим поддержки и получившим благословение от "первого среди равных" - Римского понтифика? Сапеги, осознавая себя потомками ругов поморских, настойчиво пытались повернуть религиозную жизнь православных Литвы в сторону Запада. Оттуда (с варягами?) пришли на Русь христианские идеи. Но обряд крещения был принят от Востока. Возникшая во второй половине XI века коллизия (раскол церкви) породила мучительный выбор своего духовного пути. Не потому ли Лев Сапега в 1596 г. инициирует унию церквей на своих землях - в Бресте? И ранее, будучи крещёными от византийских священников, и Миндовг в 1252 г., и Витовт в 1383 г. в лице епископов Ливонского ордена (Рига) признают каноническое верховенство Папы Римского. Православная по московскому образцу (несторианская) епархия в ВКЛ (Могилёв-Мстислав-Орша) названа с 1632 г. "беларуской". Остальные епархии формируют литовскую провинцию. Кстати, сеть базилианских (греко-католических) монастырей также выстраивалась, преимущественно, в Подляшье. Религиозные споры, искусственно раздуваемые, не стихали на протяжении веков. Хотя путь единения был указан давно. IV Вселенский Халкидонский Собор 451 г., устранивший Александрийское монофизитство и Антиохийское несторианство, признал догматически верным знаменитое разъяснение (tomos) Папы Льва I Великого (440-461 гг.): "Кафолическая церковь живёт и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества"6. Одна из Божественной триады, ипостась Иисус Христос - одно лицо, но два естества (fusis) и две воли (felia). Это был мощный толчок к развитию греческого православия в согласии с Римом. Но вражда была политически выгодна "несторианствующим" из Малой Азии - монофелитам (от "единая воля"), имевшим в Багдаде резиденцию самоназванного патриарха.7 Очевидно, что не на пустом месте именно в Аравии появилось учение Магомета (570-632 гг.) - ислам. Но об этом будем говорить в отдельной статье. Раскол единой церкви Христа был впоследствии, с 13 века, активно углублен нарождающейся в Москве русской церковью, заменившей с помощью "татаро-монголов" Киевскую русинскую. Греческое православие в ВКЛ теряло своих защитников в лице князей - Острожских, Луцких (Олельковичей), Сапег и др. Чему немало способствовало казацкое восстание на Украине (1648 - 1654 гг.) под руководством Б. Хмельницкого, умело спровоцированное Москвой, а потом "неизвестная" война 1654 - 1667 гг. с самой Московией - Русью тюркской8. С начала разделов Речи Посполитой, в 1772 году здесь появляются первые "освободители". Наконец, указом царя Александра I, в 1819 г. берёзовский кляштор переводится в соединённую конгрегацию трёх орденов (бенедиктинцев, цистерциев и картузов) на занятых Россией землях - Congregatio trium Ordinum in Magno Russiae Imperio unitorum. С тех пор кляштор теряет свою просветительскую функцию, превращаясь под влиянием польских ксендзов в землевладельца и ростовщика. Судьба кляштора уже предрешена. С 1832 года, после восстания в Царстве Польском 1830-31 гг., кляшторный костёл становится приходским, монахи изгоняются. А после восстания 1863-64 гг. (К. Калиновского) на землях бывшего ВКЛ кляштор в 1866 г. разрушают. Кирпич идёт на сооружение "Красных казарм" для размещения в них в течение последующих 50 лет российских карательных отрядов, неоднократно душивших "волнения" местного населения. Затем здесь действует печально известный польский концлагерь.

История возникновения и гибели берёзовского кляштора глубоко символична. Ещё одна попытка поиска русинами своего духовного пути была задушена хищными соседями. Но альтернативы, как доказывает та же история, нет. Или свой монастырь - школа на целебных источниках, или чужая тюрьма у замутнённого канала с гордым названием Кречет.

Виктор Тристан

Использованная литература:
1. K. Kognowicki "Zycia Sapiehow", t.3, Warszawa, 1729
Там же "Akt fundacji Kartuzji..." 3.I. 1650
2. "Kroniczka Klasztorna z Kartuzji Bereskiej", 1748
3. R. Witkowski "Zarys dziejow historiografii Kartuskiej", 1996
4. Г. Швенгель "Жизнь Св. Бруно" ("Kroniki Thietmara")
5. "Codex diplomaticus" von Dreger, Stettin, 1748
6. М.Э. Поснов "История Христианской Церкви", Брюссель, 1964
7. Л.Н. Гумилев "Древняя Русь и Великая Степь", Москва, 1989
8. А. Ильин "Происхождение Руси - новая концепция"

Сообщений в данной дискуссии

Просмотреть тему | Ответить | В начало | Предыдущее | Следующее

Click here for FREE screensavers & wallpaper :o)

На галоўную старонку